Страница обновлена 10.09.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 15" г. Ярославля

Страница обновлена 10.09.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 15" г. Ярославля

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки "Ресурс"

Каталог интернет-ресурсов о профориентации

Полезные ссылки для учащихся и родителей  по сопровождению  профессионального самоопределения обучающихся

  • О межведомственном совете по координации деятельности в профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования http://resurs-yar.ru/files/spec/m_sovet/r561.pdf 

Контактная информация:

ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»:

  • Лодеровский Артём Владимирович, заведующий отделом психологического сопровождения и консультирования, тел. 8(4852) 72-95-00, avl711@mail.ru
  • Белякова Ольга Павловна, главный специалист, тел. 8(4852) 72-95-00, belyakovaresurs@mail.ru

Сайт: http://resurs-yar.ru/  

Школа профессий будущего: https://shpb.edu.yar.ru/ 

E-mail: root@resurs.edu.yar.ru

Узнать о проекте для учащихся 6-11 классов «Билет в будущее» можно на сайте: http://bilet-help.wolrdskils.ru/

Ссылка на онлайн уроки, реализуемые с учётом опыта цикла открытых уроков  «ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию для обучающихся 6-11-х  -  https://vk.com/proektoria

            Информационное обеспечение участия обучающихся во Всероссийской программе

по развитию системы ранней профориентации «ZАСОБОЙ» – www.засобой.рф

            Информационное обеспечение участия обучающихся 9-х классов, родителей (законных представителей) в областном профориентационном мероприятии

«Скажи профессии «Да!» – http://resurs-yar.ru/specialistam/organizaciya_i_provedenie_proforientacionnoj_raboty/vremya_vybirat_professiyu_dni_po/

            Информационное обеспечение для участия   учащихся в межрегиональном конкурсе «Здесь нам жить!» – http://resurs-yar.ru/specialistam/organizaciya_i_provedenie_proforientacionnoj_raboty/zdes_nam_jit/

            Портал персонифицированного дополнительного образования Ярославской области

https://yar.pfdo.ru/

            Информацию о возможности участия обучающихся в мероприятиях федерального уровня, в том числе в Олимпиаде кружкового движения НТИ  можно найти по адресу : https://kruzhok.org/

            Получить консультации  по вопросам выбора сферы деятельности, профессионального обучения можно в образовательном учреждении и в центре «Ресурс»: http://resurs-yar.ru/zapis_na_konsultaciyu/https://yarmp.ru/information